понедельник, 8 ноября 2010 г.

Тикун: переход качества в количество

Лет двадцать назад (уже больше) я был свидетелем любопытной сцены. Дело было в синагоге на Архипова (как мы тогда называли, "на горке"), в "хейдер шейни", в малом зале синагоге. К реб Гейче подошел один молодой человек, который тогда находился в самом начале своего пути к еврейству, и задал вопрос: я хочу соблюдать субботу, но я живу слишком далеко, чтобы дойти до синагоги пешком. Что мне делать, ведь я хочу провести субботу как положено, а не просто сидя дома и ничего не делая. Говорят, что реб Гейче ему ответил: если даже ты поедешь, но одну остановку ты пройдешь пешком – это уже будет для тебя шагом вперед в соблюдении субботы… Я не берусь сейчас обсуждать галахический аспект подобного постановления, но мне кажется весьма важным принцип, который эта история иллюстрирует. [Собственно, для "пуристов" я могу рассказать похожую историю, услышанную мною от рава Глуховского на одном из его уроков по "щалом баит": В одной семье муж начал двигаться в сторону тшувы. Жена была резко против, дело дошло чуть ни до развода. Потом они помирились, жена, хотя сама продолжала быть несоблюдающей, но из уважения к мужу участвовала в кидуш, соблюдала кашрут и т.д. И вот однажды этот муж прибегает к раву, и у него вопрос: жена поставила курицу в микроволновку за полчаса до наступления шабата, можно ли кушать эту курицу? Рав сказал: я хотел ему сказать: она же не только курицу тебе испекла, она сама себя испекла ради тебя, а ты все еще находишь претензии… - и я разрешил ему кушать эту курицу]. Обе эти истории иллюстрируют один важный принцип, который, по-видимому, хорошо знаком машпиим, но плохо знаком баалей тшува. Этот принцип, как Ребе формулирует его во многих своих письмах, "постепенно изгоню его от тебя" – невозможно победить дурное начало одним прыжком. Лишь постепенная последовательная работа приводит, в конечном счете, к победе. Тем не менее, я думаю, что в этих историях кроется нечто еще более важное и общее, чем принцип "постепенности". Я бы назвал это "переходом качества в количество". В самом деле, каким образом мы способны оценить, продвигаемся ли мы по пути Торы и заповедей (и вообще – по жизни), стоим ли на месте, или даже движемся вниз? Самооценка чрезвычайно важна, хешбон нефеш, как бы то ни было – это одна из важнейших составляющих работы человека над собой. Уже из самого слова "хешбон нефеш" – "счет" души – можно выучить, что требуется некоторая количественная оценка, а не просто качественная двоичная оценка "хорошо/плохо". Качественная оценка – хорошо/плохо – это оценка на уровне "рацон" ("воля"): получилось все, как я хочу – отлично! Не получилось – ужасно! Понятно, что такая оценка (и самооценка) – это "мир хаоса" – лучший способ разрушить все, что угодно. Оценка на уровне "хохма" – "бехохма итбериру" – это количественная оценка. Получилось – на столько-то процентов, не получилось - на столько то. Можно сказать, что это первый этап "тикун" – перехода из состояния "хаоса" в состояние "тикун" начинается с перехода от качественных эмоциональных оценок к количественным (и соответственно, более спокойным). Мы уже говорили как-то, что каббала – в сущности, означает "тикун", исправление человека, установление равновесия и мира в человеке. По-видимому, самый первый (и, возможно, самый мощный) способ приведения человека в равновесие и мир с самим собой – это научиться  считать. Я недавно перевел пару писем Ребе на подобную тему: И несмотря на стиль Вашего письма и его содержание, и еще более – несмотря на то, что это положение повторяется почти в каждом письме от Вас, я не потерял, не дай Б-г, надежды, что, в конце концов, Вы не только увидите добро в жизни, включая также Вашу собственную жизнь, но что это видение раскроется в сердечном чувстве, и особенно – с точки зрения учения хасидизма, что в нашем мире все перемешано – добро и зло, и на человека возложен выбор – что подчеркивать и о чем задумываться, и чем интересоваться, ибо в жизни каждого и каждого есть два пути, видеть благо, окружающее его, или т.д. И нас учит история, которую рассказывают Хазал, что первый человек, Адам, еще перед тем, как он был изгнан из ган эйден, жаловался на свою жизнь, а сыны и дочери Израиля, находившиеся в германских концлагерях и в самую страшную эпоху, да спасет Вс-вышний, благословляли утренние благословения, благодаря и благословляя творца мира и его руководителя, и ведь, в конце концов, каждый и каждый находится где-то посередине между этими крайностями[1]. Что Ребе, фактически, говорит, своему корреспонденту? Научись правильно считать, и твоя жизнь изменится совершенно! Вот еще одно письмо: когда человек, которому Вс-вышний послал супругу, и благословил их детьми – да будут они живы и здоровы – говорит, что "он не видел ничего хорошего в своей жизни"? - это самая ужасная неблагодарность, какая только может быть! И ведь сотни и тысячи людей молятся каждый день, чтобы Вс-вышний благословил их детьми, и отдали бы все, что у них есть, ради единственного сына или единственной дочери, и все еще не удостоились этого – да благословит их Вс-вышний и да исполнит просьбы их сердца в скором времени и к добру – А Вы, получивший это благословение, и, по-видимому, без особых молитв об этом, не признаете богатства и счастья, которые заключены в этом, и снова повторяете в своем письме то, о чем говорилось выше![2] И таких писем – множество! Очень многое в нашей жизни зависит от того, умеем ли мы считать, и правильно ли мы ведем подсчет, умеем ли мы уйти от эмоционального "почему все не так" к более взвешенному и продуманному "не все получилось так, как хотелось бы, но это не причина впадать в отчаяние, и нужно ценить то, что есть, и что могло бы быть гораздо хуже".
[1] Игрот кодеш, т. 20, 7486 [2] Игрот кодеш, т. 12, 4090

Комментариев нет:

Отправить комментарий